С кого и чего начинается одаренный ребенок

Посвящается всем, кто озабочен ранним развитием любимого чада…

Тяжко жить на свете мелкому бутузу:
Шлепают по попе, щекотят за пузо,
Отбирают вилки, утирают сопли,
Надевают боты, чтоб ногами топал,
Кормят манной кашей, на горшок сажают…
И, похоже, вовсе, нас не уважают —
Не берут на ручки (десять кил всего-то)
Убегают рано утром на работу,
Не дают компьютер за шнуры полапать…
…Вот сейчас я сморщусь,
и КА-А-АК БУДУ ПЛАКАТЬ
Рыжуля-ля

Сын моих знакомых, молодой папаша, уже думает о том, в какую школу отдать своего годовалого сына. Он прислал мне ссылку на видео про ребенка, который в 2 года знает буковки английского и русского алфавита. Что я думаю по этому поводу? Ниже — мой ответ, который я ему отправила + некоторые рассуждения по этому поводу.

Из моего опыта. То, что ребенок знает русский и английский алфавит, это хорошо, но еще ни о чем не говорит. Но можно точно сказать, что в дальнейшем ему будет проще воспринимать новую информацию. Скорость реакции, способность анализировать и сопоставлять и прочие мыслительные операции будут проходить гораздо быстрее, чем у ровесников.

Есть два мнения по этому поводу. Первое — зачем ребенка лишать детства, он еще и родного языка не знает. В его маленькой головке может что-нибудь переклинить.

Второе — нужно использовать сензитивность раннего возраста для развития и получения новых знаний. Маленькие дети не заморачиваются, что они делают. 

Если они играют, имитируя и имитируют, играя, то в этом ничего плохого. Для них сейчас все должно быть игрой.

И еще. Наблюдаю детей, чьим развитием родители начали заниматься

  1. с 9 месяцев — 1,5 лет
  2. с 4-5 лет. 

Наблюдаю с точки зрения обучения английскому языку. Дети из первой группы — намного опережают сверстников по уровню и скорости восприятия, запоминания и умения применить, воспроизвести и продуцировать на английском языке. Объем выполненных заданий такими детьми намного превышает объем «поздне-развитых» детей из второй группы. 

Мне кажется, что родители должны правильно понимать цель раннего детского развития. Не гения воспитать, а помочь заложить и накопить в нем тот интеллектуальный и психологический потенциал и багаж, который  поможет ему в будущем, когда он пойдет в школу и во взрослой жизни. 

«Физио-терапевтический эффект» раннего развития имеет отсроченный характер, т.е. то, что заложат в ребенка родители сейчас, «выстрелит» в будущем. То, что «выстрелит», это — безусловно, это — аксиома. 

И еще пара примеров из опыта. 

Девочка в 4 года имеет представление о географии. Показывает континенты и страны, знает столицы крупных государств. Знает и показывает мировые достопримечательности. Может рассказать, чем они знамениты. Мама занимается с ней плаванием с 4 месяцев. Считает, что плавание обязательно должно быть с раннего возраста. 

Мальчик-армянин, 10 лет, — раннее развитие с 4 лет. С родителями говорит на армянском языке. Успехи в английском заметные. Лучше воспринимает материал и запоминает быстрее, чем русские дети. Тема билингвизма это — вообще отдельная песня. Но это я к тому, что одно другому не мешает. 

Я бы посоветовала нынешним родителям одно: все делать только из любви к ребенку, а не потому что у Мани из 25-й квартиры Вася знает уже 10 букв, а наш только 9. У меня это все перед глазами. Думают не о детях, а соревнуются друг с другом, у кого круче ребенок, у кого больше кружков и больше занято дите. Знаете, как в детской песочнице: ты, как лох, песок копаешь мобильным телефоном, а я айфоном копаю. ))

Вот такое письмо я отправила по «горячим следам». Проблема — очень серьезная, о масштабности которой я стала задумываться в течение последних лет, когда в наш центр посыпался шквал звонков от мамочек, которые искали школу раннего развития для своих детей. Поначалу, я думала, что это родительская придурь, в 6 месяцев отдать ребенка в школу, а теперь вижу, что эта лихорадка охватила многих. Оно и понятно. Ведь существует объективная зависимость степени обучаемости от возраста. Чем раньше возраст, тем легче идет процесс восприятия и усвоения информации. Вот и торопятся молодые родители.

В США сейчас обсуждается программа по обучению чтению с 3 месяцев. В комплект входят диски, карточки и книги. Авторы утверждают, что дети учатся чтению, а эксперты возражают, что это — не чтение, а запоминание графического образа слова. Бум обучения чтению связывается с появлением детских технологических игрушек, показывающих, например, как отправлять e-mail и загружать музыку.

Педагоги Мэриленда считают, что ранне-читающие дети не читают, а запоминают, и часто не понимают прочитанного. Пользы и эффекта будет больше, если родители сами читают ребенку хорошие книги. Специалисты по раннему развитию также заметили, что дети, читающие с раннего возраста, зачастую не обладают простыми навыками: не могут держать карандаш в руке, не умеют собрать игрушки или застегивать пуговицы на одежде.

По поводу 2-летнего малыша, знающего русские и английские буковки. Родители и бабушки — молодцы. Но я заметила, что в русском алфавите его научили звукам, а в английском — ребенок называет буквы. Т.е. русскую букву С он называет [s], а английскую букву C  он называет [si?]. Вот здесь-то и начинается бардак в маленькой головке: как это так в алфавите С это [si?], а как же быть со словом, например, cat, school, Christmas, в которых она произносится как [k]??? Хотя конкретно в этом случае, я думаю, проблем не будет, ведь семья мальчика живет в Америке, а естественная языковая среда значит, ой, как много, если не все. Поэтому вполне объяснимо узнавание некоторых букв английского алфавита.

Понятно, что раннее развитие — это не только обучение чтению, а еще много разных аспектов, причем не связанных с какой-то определенной областью знаний, а нацеленных на социализацию и умение воспринимать и перерабатывать информацию (Боже мой, и это мы говорим о малютках, которые только-только начинают жить…)

Женский блогинг

Related Articles

3 комментария

3 Replies to “С кого и чего начинается одаренный ребенок”
  1. тильда:

    главное не переусердствовать, ребёнок должен оставаться ребёнком.

  2. GlossLady:

    Главное не настаивать, а проводить обучение в виде игры. Моя подруга тянет ребенка на курсы раннего развития, и отбирает у ребенка детство.

  3. Олли:

    Всё должно быть основано на интересе ребёнка. Если ему интересно, то он, конечно, запомнит это. А обучать с ранних не просто лет, а уже с месяцев — это как-то уж совсем сурово 🙂

Comments are closed.